воскресенье, 19 апреля 2009 г.

Метание ножей

Справочный листок

С недавних пор заинтересовавшись метанием ножей, решил поискать в сети информацию на данную тему. Среди прочих книг и пособий, стоящих (несомненно!)определённых денег, обнаружил вполне адекватный и достаточно полный материал от бывалого человека.
Данный текст был обнаружен на блоге Пиротек и как нельзя лучше выполняет роль мини-курса начинающего бойца-метальщика заточенного металла.
Ну а чертежи с размерами необходимого прикладного снаряда, делают данный пост просто находкой для желающих приобщиться к этому увлекательному и развивающему занятию.


Форма, заточки, размеры, сталь, балансировка, вес

Перекопав и изучив массу литературы по холодному оружию, я ни в одном источнике не нашел материала, правильно или грамотно, а, вернее, профессионально, освещающего раздел “метание ножей”. Немногочисленные авторы по-дилетантски пытались раскрыть эту тему. В книгах Виктора Попенко и Анатолия Тараса была показана масса ножей, формы которых пришли к нам из далекой древности и, естественно, от разных народов. Все ли эти ножи пригодны для метания, очень сомневаюсь, но я далек от мысли обидеть упомянутых авторов, очевидно, это произошло в силу каких-то объективных причин. Едва ли вышеуказанные авторы видели, как это делается, и думаю, что они не пробовали делать это сами, хотя при определенном желании и навыке, как я сам убедился в прошлом, любой предмет в руке профессионала может стать грозным оружием (ножи, пластины, иголки, топоры, обыкновенные тарелки и даже шляпы).
Но все-таки у меня есть желание перейти к тому, что я видел, испытал сам, что умею и чему могу научить.


Форма ножа

За долгие 30 лет, стоя у руководства Школой боевых исскувств СЭН’Э (путь жизни, дорога жизни, дело всей жизни), мне пришлось перепробовать и познакомиться со многими видами оружия, в том числе и метательными. как-то так само собой получилось, но скорее под воздействием А.А.Харлампиева, что за эти годы у меня выработалась своя методика владения ножом, её каноны. Форма должна быть крайне утилитарна и функциональна. То есть только так и никак иначе. Опираясь на опыт Учителя, и далее на свой личный, я пришел к выводу, что метательный предмет, а именно нож, должен напоминать силуэт плывущей акулы (рис.1). Такой нож не только удобно метать, но им также удобно работать в ближнем бою и фехтовать на дистанции.


Рис. 1

Единственное, чем нож “плывущая акула” отличался от ножей последующих форм, так это тем, что нижний режущий край более полого заточен относительно верхнего, напоминая в профиль переход от верхней челюсти у акулы к нижней.


Рис. 2

Как ни странно, но оказалось трудным заказать ножи такой формы даже в “оборонке”, так как токари и фрезеровщики, потеряв квалификацию за годы перестройки в изготовлении холодного оружия, никак не могли понять, чего я от них хочу. Тогда я еще более упростил форму ножа, и сама рабочая часть, та, что входит в мишень, а в бою в тело противника, стала напоминать пулю. И вообще нож в профиль напоминал большую пулю, так как был, обтекаем, удобен и не имел ничего лишнего.
Выработались также два размера ножа, так сказать, две его длины: одна - 25 см = 250 мм, другая - 30 см = 300 мм (рис.2). Но у себя в Школе мы как-то больше привыкли к первому размеру. Итак, поскольку мы уже определились, какой формы должен быть метательный нож, то назовем и остальные его параметры.
Длина = 250 мм, ручка = 100мм, лезвие = 150 мм, т.е. лезвие полторы длины ручки, ширина = 25-28 мм. При изготовлении толщина заготовки должна быть от 2,2 мм до 2,5 мм. Толщина накладок ручки по 2 мм. Заклепок, держащих ручку с каждой стороны, можно делать 3, но обычно делается по 2 заклепки. Ширина заклепки - 5 мм.

Сталь

На заготовку идет сталь 4х13 55 ед. жесткости по шкале Роквелла. Если взять 60 ед. жесткости, то при обучении нож, попадя в стенд плашмя, будет ломаться, т.к. сталь практически будет хирургической, а при 50 ед. жесткости нож, попадая в стен, будет сильно гнуться. Взята середина шкалы. Если не т вышеуказанной стали, можно брать рессорную таль от автомобиля ГАЗ-21 и клапанную сталь от автомобильного двигателя.

Заточи*

Сама заготовка ножа должна фрезероваться или затачиваться таким образом, чтобы режущая часть ножа была только с одной стороны. Заточи самой режущей кромки, могут быть 4-х видов, как показано на рис.3.
Заточ заготовки производится по середине длины ножа и проходит от жала до начала рукоятки (рис.3в). Делать заточ нужно, естественно, 150 мм в длину, совершенно не затрагивая ту часть, которая будет рукояткой. В противном случае это сильно отобразится на балансировке ножа.
Итак, заточи могут быть двусторонние, со скосом в одну сторону и полусферой.


Рис. 3

Что же лучше? Опыт показывает, что если нужно высокоточное попадание в цель, то используется нож с 2-х сторонним заточем. После изготовления заготовки переходим к рукоятке.
Рукоятка должна состоять из 2-х отдельных накладок из дюралюминия. Другие материалы - винипласт, дерево, резина быстро приходят в негодность от нечаянных попаданий ножом в нож и от ударов о стенд и пол. Часть ножа, предназначенная для рукоятки, не фрезеруется. В ней сверлится 2 отверстия по 5 мм под две заклепки из быстрорежущей стали, которая хорошо обрабатывается и отлично держит. Оба отверстия под клепки сверлятся в 20 мм от конца рукоятки от лезвия ножа. Причем обе накладки рукоятки у ближней заклепки стачиваются наискось к лезвию, чтобы рука метателя не встречала никаких углов и плоскостных перепадов при отпуске ножа в броске.


Вес ножа и балансировка

Вес ножа должен быть 200 г. Его балансировка проверяется таким образом: в то место, где рукоятка начинается от лезвия, ставится указательный палец, скажем, правой руки, а указательный палец левой руки слегка удерживает нож в горизонтальном положении у жала. При отпускании пальца левой руки рукоятка ножа, как бы задержавшись, ровно и безусловно должна потянуть нож к полу (рис.5). Если рукоятка ножа будет значительно тяжелее лезвия, то нож тут же упадет на пол в сторону рукоятки. Поэтому такую рукоятку просто необходимо облегчить.


Рис. 5

Несколько слов обо армейских ножах

Кинжальный прямой штык от автомата АКМ с ложбинкой для кровотока для метания был бы удобен, если бы не имел кольца для насадки на ствол и чрезмерно загнутого и утяжеленного конца ручки. Когда я снимал все эти причиндалы, то прекрасно пользовался этим штыком, как было например, на съемках фильма “В зоне особого внимания”. Штык, напоминающий финку от автомата АК, еще труднее использовать, т.к. жало смещено в сторону, а рукоятка очень тяжелая, со многими изгибами и углами. Мешает также односторонняя пила, которой можно поранить руку. Надо быть хорошо подготовленным бойцом, чтобы иметь определенный результат при бросках такого штыка. Но, в общем, его можно использовать для армии. Расстояние должно быть 4,5-5,5 м, в зависимости от роста бойца и длины его руку. Есть еще армейский кинжальный штык с ромбовидным заточем с обеих сторон лезвия, но с таким же недостатком - него тоже неудобная ручка. Одним словом, наши отечественные штыки за ручку не кинешь. Очевидно, ученые из Министерства обороны экспериментировали с этими ножами в кабинетах. Цвет метательного ножа должен быть черным, чтобы практически не был виден в руке, и тем более в полете.

Площадки и стенды для метания ножей
(специальные устройства)

Обучение метанию ножей производится как на открытых площадках, так и в помещениях. Для этого нужно очистить от разного мусора небольшой участок в лесу или в саду, равной, например, 10х4 м, утрамбовать площадку, слегка посыпать песком и поставит стенды так, чтобы возле них или за ними было исключено появление людей. Площадку надо разметить на специальные дистанции (о них я буду говорить в следующей главе). В одном конце площадки будет стоять стенд, в другом - стол или лавочка для метательных ножей . В процессе обучения есть опасность разлетания и разбрасывания ножей по площадке, поэтому стенд просто необходимо огородить мелкой сеткой или деревянными щитами. На землю возле стенда нужно насыпать побольше песку или положить резиновые дорожки. Это сохранит ножи от возможных поломок при ударах о землю, а ученику не придется бегать за стенд искать улетевшие туда ножи. В помещении для этих же упражнений площадка должна быть точно такой же, но побольше внимания надо уделить звукоизоляции, для чего стенд нужно окружить войлочными листами или резиновыми дорожками. Если же в помещении, где проводятся метание, есть окна, то их следует загородить мелкой сеткой . Стенды должны быть хорошо освещены: над ними или сбоку должны находиться лампочки загороженные чехлами, так как при подготовке метателя будут упражнения в полумраке и в полной темноте на вспышку света. Все разговоры о том, что площадка для метания ножей должна быть большей не имеют смысла, потому что результативно метать ножи далее 12 м просто невозможно, а рассказы о том, что кое-кто видел или сам метал ножи с дистанции 15, 20 и 30 м - чистопородное вранье. Если Вы находитесь в таком регионе, где трудно отыскать дерево, то в одной стороне площадки на открытом воздухе насыпается земляной вал, утрамбовывается лопатами, размечаются разные фигуры, после чего стенд готов для тренировок (так делали, к примеру, турецкие янычары (гвардия) для быстрого обучения большого кол-ва воинов).

Если есть возможность для упражнения подобрать дерево, то лучше, если это будет тополь, т.к. его древесина более мягкая, хорошо поглощает звук от удара ножа и хорошо вбирает в себя нож при втыкании. Тополь пилится на 30 сантиметровые кругляшки, кора снимается, после чего топором обкалываются стороны так, чтобы получился квадрат, затем обозначается любой порядковый номер, и готовые квадраты тополя ставят в раму стенда.


Рис. 6

Крышку рамы или верхнюю планку опускают так, чтобы квадраты тополя не двигались, и застегивают или завязывают сбоку, чтобы все крепко держалось (рис.7). Спереди на квадратах могут быть разные номера, а сзади нарисованы различные фигуры. Когда передняя поверхность разрушается в результате упражнений, то меняется сторона квадрата или квадрат полностью выбрасывается. Желательно, чтобы древесина тополя постоянно была сырой. Для этого, уходя с тренировки, надо побрызгать на стенд водой и, если есть возможность, загородить стенд влажной тряпкой. Мокрая древесина лучше воспринимает “залипание” ножа. При обучении метанию важным обстоятельством является тот факт, что ножи метаются в торец чурбака, а никак не сбоку в древесину. Можно позже, когда придет опыт, можно будет метать и в стоящее дерево, но, естественно, в сухое, а не в цветущее, в ДСП. фанеру. Правда, подобные упражнения сильно портят ножи.


Рис. 7

Опытные метатели делают качающиеся на цепях мишени, хотя попасть в них, повторяю, можно только при очень длительной и постоянной практике.

Дистанция метания ножей

Говоря о дистанции, я сразу же хотел бы заострить внимание на очень близком расстоянии до мишени, а в боевой ситуации - до противника. В процессе тренировок выявилось четыре таких дистанции. Это 1.25 м, 1.50 м, 1.75 м, и 2 м. Я пока не говорю о методах метания и об очень важном разделе - как держать нож (это будет сделано в следующей главе). Обучаясь, ученик должен нарастить квалификацию на этих расстояниях, и только после этого тихонько отодвигаться, удаляясь от мишени. Это реальные дистанции как для обучения, а также в боевой ситуации, дающие возможность быстро разобраться с противником. Затем идет очень реальная дистанция 2.5 и 3 м. Затем 4-4.5 м. Самая результативная для меня. Соответственно 5 м, 6 м, 7 и 8 м. Когда метатель отходит на такую дистанцию, то чувствует, что досужие разговоры даже о 12 м, а тем паче 15, 20, 30 м - это чистый вымысел и блеф. В смысле методики, освоив несколько из перечисленных дистанций, в конце тренировки надо пробовать приближаться и уходить от мишени. Такая практика дает положительные результаты в бою, когда дистанцию будет трудно определить на глаз в силу различных погодных или иных обстоятельств. Вообще, для того, чтобы ближе подобраться к противнику и реализовать свои действия, очень хороша дистанция в 6-8 м. К тому же надо быть очень хорошим метателем, иначе - проигрыш.

Способы держания ножа в руке

Памятуя, что в предыдущей главе мы обозначили четыре близких дистанции, сразу же хочу сказать, что поражать мишень и противника с этих дистанций надо, держа нож за рукоятку. Нож
держится в руке таким образом: лезвие направлено в сторону стенда или противника, рукоятка находится в ладони, четыре пальца удерживают рукоятку снизу, являясь как бы направляющей дорожкой для вылета ножа из руки. Большой палец, с обязательно согнутой под углом 45″ фалангой, лежащей на ноже, никогда не должен выходить за линию согнутого указательного пальца и плоско лежать на ноже (рис. 8).
Никто из авторов работ по метанию ножа не сказал об этом ни слова. Что дает такой способ держания ножа? Правильно положенный на рукоятку, да и на лезвие (это мы разберем чуть позже), большой палец руки дает возможность правильно прицельно метнуть нож.




Рис. 8

От положения пальца на ноже зависит, начнет ли кувыркаться нож в броске или нет. Точно так же большой палец играет важную роль, попадет ли нож в цель горизонтально или вертикально. Я нигде не встречал, чтобы этот момент был бы кем-либо затронут и освещен. Большой палец как бы подкручивает нож при отпускании из руки, направляя в точку, горизонтально или вертикально. Но, правда, может быть, это секреты мастеров. За лезвие нож держится точно так же с учетом того, что одна сторона его острая и должна несколько мм-ов выглядывать из ладони наружу. Метая нож за рукоятку с дистанции до 2 м, это делается одним взмахом руки. Нож, никуда и никак не переворачиваясь, входит в мишень. Но, начиная с 2 м, нож удобней метать за лезвие, и вот тут при отпуске ножа из руки следует, как бы слегка подсечь лезвие снизу вверх согнутым указательным пальцем. Тогда нож, сделав всего пол-оборота, жалом воткнется в мишень.


Рис. 9

Надо помнить правило, что, метая нож за лезвие с 2 м или 12 м, нож должен сделать всего лишь пол-оборота (рис. 9). Метая нож за рукоятку с 5 м и далее, нож должен сделать полный оборот . Когда ученик, держа за лезвие, начинает пробовать дистанцию 5,5-6 м, то нож буквально по несколько милиметров должен уходить в ладонь, но в этих случаях все равно ладонью должно быть захвачено не более половины рукоятки.
Нож надо держать не сильно или крепко, а плотно зажав его пальцами указанными хватом. Очень важным обстоятельством является положение кисти при броске ножа, в самой его конечной фазе отпускания

На рис. 10 показан вариант правильного и неправильного положения кисти.



Рис. 10

При правильном положении кисти как бы наносит удар, а нож по диагонали, где-то под углом 45″ смотрит вверх, при неправильном положении кисть завалена вниз, и обычно нож начинает кувыркать, и попадает в землю. При метании ножа рука должна быть абсолютно расслаблена. И только в конце, при отпускания ножа, она, как бы останавливаясь, имитирует удар. Глаза ученика смотрят в ту точку, куда он хочет попасть, наблюдая за своей рукой нижним или боковым периферическим зрением, направляя и останавливая свою руку там, куда смотрят его глаза.
Классическим примером из всех перечисленных действий является дистанция 3 м, когда ученик, держа нож за лезвие, слегка большим пальцем касаясь рукоятки и не вылезая своим большим пальцем за зону согнутого указательного пальца, посылает нож в цель (рис.11).


Рис. 11

Такая манера метания годится для дистанции от 2,5 до 4 м. На дистанции от 1,75 до 2,5 м ладонь кладется на нож до середины лезвия.
Теперь же, когда уже многое объяснено, хочется сказать о нужности заточей на лезвиях ножей. Конечно же, мастер - он всегда мастер, метнет нож и без заточа, т.е. гладкий. Но уж если говорить о высоком искусстве метания, то мастера употребляют форму ножа, близкую сердцу и чувству. Ученику же, когда от него требуется разучить то или иное упражнение, важно иметь какую-то нужную деталь, которая повысит его понимание происходящего и квалификацию. Так вот, когда речь идет о приходе ножа в цель горизонтально или вертикально, вот тут-то и надо сказать, как заточ мешает или помогает результату.
Как уже говорилось или показывалось выше, заточи бывают разные. Я еще раз вернулся к этой теме, чтобы показать, как большой палец ладони перед броском лежит на ноже (рис. 12).


Рис. 12

Многое из показанного выше даже не объяснишь, это на грани интуиции. Но, упражняясь, ученик приходит к тому, что начинает чувствовать дистанцию, нож и ложбинку заточа своим пальцем, т. е. рождается чувство понимания и ощущения ножа: когда нужно слегка надавить, когда отпустить, чтобы нож пришел в цель горизонтально или вертикально. Еще раз повторяюсь, сказав, что заточ играет очень важную роль в приходе ножа в цель, а большой палец при отпускании ножа из руки как раз эту роль и выполняет.

* Заточи - система заточки ножей и др. холодного оружия.

После опубликования данного поста, мне стал известен настоящий автор данного материала. Это - Тадеуш Касьянов, спортсмен, актёр. Он является автором пособия Наставление по метанию ножей, откуда и взят приведённый выше текст.
Отдельное спасибо комментатору Ножики.су за информацию о настоящем авторе.

вторник, 14 апреля 2009 г.

Создание моего второго ножа "Carter"

Оружейная мастерская

Источник: www.cartertown.com/

Для настоящего мужчины собственноручное изготовление ножа: священный процесс. Кто делал свой нож сам, думаю понимает о чём речь. Вот и Майк Картер из Луисвилла, США тоже захотел приобщиться к данному "таинству" (уже второй раз, судя по названию).

Мне эта история показалась интересной и полезной, поэтому я перевёл рассказ Майка с его родного языка на наш, общедоступный.
Итак представляю вам последовательность изготовления ножа с фотографиями Майка Картера.



Работая в магазине Гила Хиббена и под его руководством, я решил сделать мой второй нож. Это будет нож среднего размера для умеренной нагрузки. Ниже - фотосессия процесса.


Первоначальный контур был нанесён на хирургическую сталь толщиной 1/4 " (6 мм).


Приблизительная форма грубо вырезана на ленточной пиле. Лезвие специально окрашено машинистом в синий цвет. Это сделано для того, чтобы можно было процарапать на окрашенной поверхности линии распила.


Заключительная форма - основная, вырезаются подпальцевые выемки, и затем производится шлифовка поверхности лезвия, чтобы сделать его гладким и плоским.


Теперь мы готовы обработать край. Поверхность снова окрашивается в синий цвет, чтобы при обработке был хорошо виден результат снятия фасок.


В основании лезвия сверлят отверстия для заклёпок, которыми позже прикрепят материал рукояти. Лезвие теперь готово к обработке высокой температурой, чтобы придать ему твёрдость.


После высокотемпературной обработки, я полировал лезвие, обёрнутое защитной лентой. Я украсил обух лезвия и спинку ножа, выполнив небольшой рельефный орнамент.


Выбрал подогнанную пару пластин из африканского «железного» дерева для рукояти и вырезал медную гарду, которая вставляется в выемку на лезвии.


Гарда спаяна по месту. Пара вспомогательных распорных деталей из нейлона зажаты между лезвием и половинками рукояти. Предварительно половинки рукояти смазаны эпоксидной смолой для прочной фиксации.


Собранный нож готов для финишной обработки. Сверлятся отверстия в деревянных накладках соосно с отверстиями, предварительно просверленными в стали для установки заклёпок.


Вы можете видеть подпальцевые выемки, которые были вырезаны в стали. Накладки рукояти будут стачиваться до полного совпадения с ними.


Заклёпки расклёпываются и обрабатываются совместно с поверхностью рукояти.


Я начинаю формировать рукоять на наждачном ремне.


Проточка боковой поверхности рукояти до совпадения с подпальцевыми углублениями в стали.


Формование медной гарды.


Доводка окончательного контура и тонирование.


Да, хват довольно удобный!


Время, чтобы полировать рукоять и гарду.




Фотографии готового изделия.


Большое спасибо Гилу Хиббену за его опытное руководство, использование его магазина, и больше всего - за его дружбу. Специальная благодарность моей дорогой подруге Рхонде за предоставленные эскизы.

Как видим, ничего особо сложного здесь нет. Ну, разве что специальная сталь, высокотемпературная обработка, накладки из «железного» дерева да руководство мудрого наставника :-))

Перевод: energetic

воскресенье, 12 апреля 2009 г.

Ножи с лезвием переменной длины

Складной нож по сравнению с фиксом имеет очень большое преимущество – компактность. При этом лезвие получается небольшим, поскольку оно должно укладываться в размер рукоятки, в которую убирается. Конечно, в большинстве случаев длинное лезвие складному ножу вроде бы ни к чему, однако в некоторых обстоятельствах (например на охоте) желательно иметь длинный клинок, но при этом в сложенном состоянии нож должен оставаться компактным.
Для таких случаев разработана конструкции складных ножей, в которых лезвие не убирается полностью, а как бы «укорачивается» на длину рукоятки.

Ниже представлены три модели разных производителей, использующих принцип лезвия переменной длины. Данные тексты изобилуют различными словесными красивостями и превосходными степенями, поскольку являются рекламными.

Источник: worldknives.com


Chambriard Special d' Estaing Folding Stag Hunter – 4777
Изделие фирмы Chambriard Special d' Estaing для охотников.


Это - весьма прекрасный складывающийся охотничий нож от Chambriard. Почти каждая Европейская страна использует данный дизайн, и Франция не исключение.

Как считается, французский генерал d'Estaing представил заявку на этот тип ножа, изготовленным местным мастером, чтобы иметь удобный двухцелевой нож с двумя размерами лезвия.

Независимо от истинного происхождения этого проекта он пользуется большим успехом и его клоны производятся в Англии, Германии, Италии и Франции.


Данный образец весьма превосходен. Механизм чрезвычайно точен, лезвие фактически не имеет никаких люфтов в открытом положении.

Нож имеет размеры: 12 дюймов (305 мм)- максимальный, 8,75 дюймов (222 мм) - минимальный. Заточенное до бритвенной остроты лезвие составляет 4,5 дюйма (114 мм) в закрытом положении и 7,25 дюйма (184 мм) в открытом положении. Материал лезвия - безупречная сталь Sandvik 12C27. Рукоять выполнена из рога оленя с креплением медными заклёпками.


Нож имеет единственную кнопку, которая снимает блокировку в закрытом и открытом положении.

Тыльная сторона лезвия и пружина могут иметь красивую ручную отделку на заказ.

Каждый нож продаётся с заказными светло-коричневыми кожаными поясными ножнами.
Стоит он всего-то 277, 95 $.


Linder Special Swing-Guard Folding Bowie Knife - Nr. 318219
Нож типа Bowie со складной гардой.


Это – большой нож типа bowie с гардой, которая складывается в специальное гнездо.
Изделие имеет накладки из красного дерева pakka, медное покрытие кнопки, золочёные скрепляющие штифты (bolsters – больстеры) и гарду, а так же добротное стальное лезвие с гравировкой.


Нож имеет габариты 12 дюймов (305 мм) в открытом положении, 8,5 дюйма (216 мм) в закрытом, при этом наибольшая длина лезвия составляет 7 дюймов или 177 мм.


Этот нож комплектуется качественными поясными ножнами из натуральной кожи.
Стоит каких-то 129, 95 $!


Mercury Special Stag Swing-guard Folding Bowie Knife - 8937-X
Нож типа Bowie от Mercury.


Это - узкоспециальный нож ручной работы с переставляемой гадой, сделанный Mercury из города Managio, Италия.
Это симпатичное изделие имеет размер 12 дюймов (305 мм) в полностью открытом виде! В закрытом оно имеет размер 9 дюймов (228 мм) и, в соответствии с доброй традицией, снабжается заказными кожаными ножнами.


Замок фиксируется пружиной в обоих положениях: открытом и закрытом. Рукоять из оленьего рога высшего качества, гарда и больстеры сделаны из безупречно твердой стали.


Внимание, отдельные детали и общее качество этого ножа невероятны! Это - нож, которым Вы будете дорожить всю оставшуюся часть жизни!

После этих «кудрявых» фраз за нож вам предложат выложить 179, 95 $.
Оно и понятно: олений рог, кожаные ножны, добрая традиция и всё такое …

Подводя итог, хочу поделиться ещё одним соображением – несмотря на спорные дизайн и цену, эти ножи легко вписываются в большинство законов о ХО (холодном оружии) в части регламентации длины лезвия. Так что переезжая из одной страны в другую и имея при себе это чудо, не забывайте своевременно переставлять лезвие на «законный» размер.


Швейцарская дорожная карта


Швейцарская фирма Victorinox постоянно удивляет своей любовью к маленьким ножам и различным многофункциональным инструментам. Начиная с 1977 года она выпускает инновационный и чрезвычайно популярный дорожно-офисный набор SwissCard. Он выполнен в виде пенала, имеющего размеры стандартной кредитной карты (отсюда и название) и вмещает различные предметы, которые могут пригодиться в самых неожиданных ситуациях.


Количество предметов доходит до 11 и как правило это:
- небольшой нож с ручкой;
- маленькие ножницы;
- миниатюрная шариковая ручка, служащая как стилос для КПК;
- традиционная швейцарская зубочистка;
- пилка для ногтей;
- высококачественная булавка;
- пинцет;
- плоская или крестовая отвёртка и др.


Сам корпус карты так же используется по-максимуму. В него часто встраивают лупу с 3-х кратным увеличением, миниатюрный светодиодный фонарик, измерительный транспортир, а на длинной стороне карты наносят деления линейки, правда в дюймах.
Главнейшее достоинство SwissCard - поразительная компактность и предметонасыщенность. Конечно об удобстве пользования инструментами можно поспорить, но в крайнем случае их вполне можно применять по назначению.


В настоящее время такие карты выпускаются в самых различных расцветках, причём кроме традиционных серых, красных и чёрных карт, выпускаются полупрозрачные синие, красные, зелёные и оникс (onix).



Что и говорить - удобная штучка, правда к оружию никак не относиться!

energetic


четверг, 2 апреля 2009 г.

Арбалет

Данный материал об арбалетах был опубликован на моём основном сайте infoMarker.ru и как нельзя лучше соответствует теме блога. Поскольку арбалеты сегодня вполне доступны в продаже начинающим стрелкам, думаю им будет интересно узнать историю этого оружия и его применения, дабы правильно с ним обращаться после покупки. Итак...

Начиная с XI в. на протяжении 500 лет арбалет был грозным боевым оружием. Его использовали в основном для защиты различных объектов, например замков и кораблей. Кроме того, арбалет сыграл значительную роль в познании свойств различных материалов (поскольку при его изготовлении приходилось учитывать действие многих сил) и законов движения в воздушной среде (ведь стрела арбалета должна была обладать определенными летными качествами). К изучению принципов, лежащих в основе стрельбы из арбалета, не раз обращался Леонардо да Винчи.

Мастера, изготовлявшие луки, арбалеты и стрелы, не знали математики и законов механики. Тем не менее проведенные в Университете Пардю испытания образцов старых стрел показали, что этим умельцам удалось достичь высоких аэродинамических качеств.

С виду арбалет не кажется сложным. Его дуга, как правило, укреплялась впереди, поперек деревянного или металлического станка - ложи. Специальное приспособление удерживало натянутую до отказа тетиву и отпускало ее. Направление полета короткой арбалетной стрелы задавалось либо желобом, вырезанным наверху ложи, в который закладывалась стрела, либо двумя упорами, закреплявшими ее спереди и сзади. Если дуга была очень упругой, то для ее натягивания на ложе устанавливалось специальное устройство; иногда оно было съемным и его носили вместе с арбалетом.

Конструкция арбалета имеет два преимущества по сравнению с обычным луком. Во-первых, арбалет дальше стреляет, и вооруженный им стрелок в поединке с лучником остается недосягаемым для противника. Во-вторых, конструкция ложи, прицела и спускового механизма во многом облегчала обращение с оружием; оно не требовало от стрелка особой подготовки. Зацепные зубья, которые удерживали и отпускали натянутую тетиву и стрелу, являются одной из ранних попыток механизировать некоторые функции человеческой руки.

Единственно, в чем арбалет уступал луку, - это в скорости стрельбы. Поэтому использовать его в качестве боевого оружия можно было только при наличии щита, за которым воин укрывался во время перезарядки. Именно по этой причине арбалет в основном был распространенным видом вооружения крепостных гарнизонов, осадных отрядов и судовых команд.


Три арбалета изображены на картине итальянского художника XV в. Антонио дель Поллайоло "Св. Себастьян". Один стрелок целится из арбалета, два других натягивают тетиву, используя арбалетное "стремя", поскольку для натяжения тетивы требовалось большое усилие. Картина хранится в Национальной галерее в Лондоне.

Арбалет был изобретен задолго до того, как получил широкое распространение. Относительно изобретения этого оружия существуют две версии. По одной считается, что впервые арбалет появился в Греции, по другой - в Китае. Примерно в 400 г. до н.э. греки изобрели метательную машину (катапульту) для метания камней и стрел. Ее появление объяснялось стремлением создать оружие более мощное, чем лук. Первоначально некоторые катапульты, по принципу действия напоминающие арбалет, по-видимому, не превосходили его по размерам.

В пользу версии о происхождении арбалета в Китае говорят археологические находки спусковых механизмов из бронзы, датируемые 200 г. до н.э. Хотя факты, свидетельствующие о первом появлении арбалета в Греции, являются более ранними, письменные китайские источники упоминают об использовании этого оружия в сражениях в 341 г. до н.э. Согласно другим данным, достоверность которых установить сложнее, арбалет был известен в Китае еще на одно столетие раньше.

Археологические находки говорят о том, что арбалет в Европе применялся на протяжении всего периода от античной эпохи до XI-XVI вв., когда он стал наиболее распространенным. Можно предположить, что повсеместному его использованию до XI в. препятствовали два обстоятельства. Одно из них заключается в том, что вооружение войска арбалетами обходилось значительно дороже, чем луками. Другая причина - малое количество замков в тот период; исторически важную роль замки стали играть лишь после завоевания Англии нормандцами (1066 г.).

С повышением роли замков арбалет стал незаменимым оружием, используемым в феодальных распрях, которые не обходились без яростных схваток. Фортификационные сооружения в донормандский период обычно были очень простыми и служили главным образом убежищами для живших поблизости людей. Поэтому за крепостными стенами необходимо было держать оружие, чтобы отражать нападения завоевателей. Нормандцы осуществляли власть на завоеванных территориях с помощью небольших тяжеловооруженных военных отрядов. Замки служили им для укрытия от коренных жителей и отражения нападений других вооруженных отрядов. Дальность стрельбы из арбалета способствовала надежной защите этих убежищ.


Арбалет состоит из изогнутой дуги, тетивы, зацепного зуба (за который цеплялась тетива) и спускового рычага. При нажатии на рычаг зуб отпускал тетиву, и стрела вылетала из арбалета. Упор фиксировал положение механизма натяжения, с помощью которого тетива отводилась назад. Конструкция механизма натяжения - один из ранних примеров использования зубчатой передачи.



Французский боевой арбалет XIV в. и две стрелы к нему из коллекции музея Военной академии США в Вест-Пойнте (шт. Нью-Йорк). Натянуть тетиву такого арбалета вручную было невозможно, поэтому на заднем конце станка, или ложи, устанавливался ворот. Ложа имеет длину 101 см, ширина арбалетной дуги 107 см, длина стрел примерно 38 см.

В течение столетий после появления первых арбалетов неоднократно предпринимались попытки усовершенствовать это оружие. Один из способов, возможно, был заимствован у арабов. Арабские ручные луки относились к тому типу, который назывался составным, или сложным. Их конструкция полностью соответствует этому названию, поскольку они изготовлялись из различных материалов. Составной лук обладает явными преимуществами по сравнению с луком, сделанным из одного куска дерева, поскольку последний имеет ограниченную упругость, определяемую природными свойствами материала. Когда лучник натягивает тетиву, дуга лука с внешней (от лучника) стороны испытывает натяжение, а с внутренней - сжатие. При чрезмерном натяжении древесные волокна дуги начинают деформироваться и на внутренней ее стороне появляются постоянные "морщины". Обычно лук держали в согнутом состоянии, и превышение некоторого предельного натяжения могло вызвать его поломку. В составном луке к внешней поверхности дуги крепится материал, способный выносить большее натяжение, чем дерево. Этот дополнительный слой принимает на себя нагрузку и уменьшает деформацию древесных волокон. Чаще всего в качестве такого материала использовали сухожилия животных, особенно ligamentum nuchae - большой эластичный узел, проходящий вдоль позвоночника и над плечами у большинства млекопитающих. Испытания показали, что такой материал, если он правильно обработан, выдерживает натяжение до 20 кг/мм2. Это примерно в четыре раза больше, чем может выдержать самое подходящее дерево.

Для внутренней стороны лука использовали материал, работающий на сжатие лучше, чем дерево. Турки для этих целей использовали бычий рог, допустимое усилие сжатия которого около 13 кг/мм2. (дерево выдерживает сжимающие нагрузки в четыре раза меньше.) О необычайно высокой осведомленности лучных дел мастеров о свойствах различных материалов можно судить и по тому, какие клеи они использовали при изготовлении луков. Самым лучшим считался клей, приготовленный из нёба волжского осетра. Разнообразие необычных материалов, применявшихся в лучном деле, говорит о том, что многие конструктивные решения достигались опытным путем.

Арбалеты с составными дугами были распространены в средние века, включая эпоху Возрождения. Они были легче арбалетов со стальной дугой, которые начали изготовлять в начале XV в.; при одинаковом натяжении тетивы они стреляли дальше и были более надежными. Действие составных дуг интересовало Леонардо да Винчи. Его рукописи свидетельствуют о том, что с их помощью он изучал поведение различных материалов под нагрузкой.

Появление стальной дуги в средние века было зенитом в развитии конструкции арбалета. По своим параметрам он мог бы уступить только арбалету, изготовленному из стеклопластика и других современных материалов. Стальные дуги обладали такой гибкостью, какую прежде не мог обеспечить ни один из органических материалов. Спортсмен викторианской эпохи Ральф Пейне-Гэллви, написавший трактат об арбалете, провел испытания большого военного арбалета, натяжение тетивы которого равнялось 550 кг, посылавшего 85-граммовую стрелу на расстояние 420 м. Э. Хармут, специалист по истории арбалета, утверждает, что существовали дуги с натяжением в два раза большим. Однако в средние века наиболее распространенными были арбалеты с натяжением менее 45 кг. Даже специальными облегченными стрелами они стреляли не далее 275 м.

С достижением более высоких натяжений стальные дуги перестали выигрывать в эффективности. Увеличение массы дуги ограничивало ее способность сообщать стреле большее ускорение. Из-за трудностей получения стальных слитков большого размера арбалетные дуги, как правило, сплавляли из многих кусков металла. Каждое место сплавления понижало надежность арбалета: в любой момент дуга в этом месте могла сломаться.

Более мощные арбалеты требовали надежных спусковых механизмов. Следует отметить, что спусковые механизмы, использовавшиеся европейцами и обычно состоявшие из поворачивающегося зуба и простого рычажного спуска, уступали китайским, которые имели промежуточный рычажок, позволявший производить выстрел коротким и легким нажатием на спусковой рычаг. В начале XVI в. в Германии начали использовать многорычажные спусковые механизмы более совершенной конструкции. Интересно, что несколько раньше Леонардо да Винчи придумал такую же конструкцию спускового механизма и расчетным путем доказал ее преимущества.



Спусковые механизмы арбалетов имели различную конструкцию. В Китае 2000 лет назад использовался механизм (а) с зубом для зацепления тетивы, который крепился на той же оси, что и спусковой крючок. Изогнутый промежуточный рычаг соединял обе детали, за счет чего спуск производился легким и коротким нажатием. Справа показано направление движения тетивы при спуске. На Западе спусковые механизмы впервые стали применяться в катапультах (b). В этих механизмах при отпускании тетивы зуб не опускался, а поднимался. В средневековой Европе самым распространенным был механизм со спусковым колесиком (с); его положение фиксировалось простым спусковым рычагом, который зацеплял за выемку внизу колесика. При нажатии на такой рычаг арбалет мог смещаться с прицельного положения. Со временем во всех конструкциях спусковых механизмов стал использоваться промежуточный рычаг, облегчавший спуск.

Aрбалетная стрела также видоизменялась с течением времени. Перед тем как проследить его эволюцию, рассмотрим силы, действующие на стрелу лука. При стрельбе из обычного лука стрела в момент прицеливания должна быть расположена между центром груди лучника и пальцами его вытянутой руки. Относительное расположение этих двух точек определяет направление полета стрелы после отпускания тетивы. Силы, действующие на стрелу в момент ее отпускания, однако, не совсем совпадают с линией прицела. Отпущенная тетива толкает торец стрелы по направлению к центру лука, а не в сторону. Следовательно, чтобы стрела не отклонялась от заданного направления, она должна слегка прогнуться в момент пуска.



Парадокс стрелка частично объясняет, почему при стрельбе из арбалета использовали короткие стрелы. Парадокс демонстрируется для случая, когда стрелок использует стрелу от обычного лука. Во время прицеливания (7) стрела расположена по одну сторону лука. Линия прицела проходит вдоль стрелы. Однако, когда стрелок выпускает стрелу (2), сила, с которой тетива действует на нее, заставляет двигаться хвостовую часть стрелы к центру лука. Чтобы стрела сохранила свое направление на цель, она должна изогнуться в полете (3). На первых нескольких метрах полета стрела вибрирует, но в конце концов ее положение стабилизируется (4). Необходимость в гибкости лучной стрелы ограничивает количество энергии, которую можно ей сообщить. В отличие от нее арбалетная стрела должна быть более короткой и жесткой, поскольку арбалет сообщает ей значительную энергию. Такие стрелы обладали также лучшими аэродинамическими свойствами.

Требуемая гибкость стрелы для традиционного лука налагает ограничение на количество сообщаемой ей энергии. Например, было установлено, что стрела, предназначенная для лука с натяжением до 9 кг, при стрельбе ею из арбалета с натяжением 38 кг может изогнуться так сильно, что ее древко переломится, В связи с этим в античную эпоху, когда стали использоваться арбалеты и катапульты, были придуманы стрелы новой конструкции. Благодаря тому что поверхность ложи арбалета обеспечивала совпадение направления движения тетивы с первоначальным направлением полета стрелы, а специальное направляющее устройство позволяло без помощи рук удерживать ее в определенном положении, стало возможным делать арбалетные стрелы более короткими и менее упругими. Это в свою очередь облегчило их хранение и ношение.



Типы стрел для луков и арбалетов: обычная стрела для боевого длинного лука (а); использовавшаяся римлянами стрела (b) для катапульты, похожей на арбалет; типичная стрела для средневекового арбалета (с) и две разновидности стрел для катапульты другого римского образца меньшего размера (d). Под изображениями стрел приведен их вид со стороны хвостового оперения и вид со стороны острия.

О конструкции стрел, появившихся в то время, можно судить по двум дошедшим до наших дней основным типам. Стрела одного типа в два раза короче обычной, лучной стрелы. Она резко расширяется к заднему концу и имеет несколько лопаток, или оперение, которые слишком малы, чтобы стабилизировать стрелу в полете. Торцевая часть стрелы захватывается зацепными зубьями. Стрелы другого типа не имеют лопаток, Их металлическая передняя часть составляет треть их длины, а деревянное древко сокращено до минимума. Эти стрелы также имеют расширяющуюся к хвостовой части форму. Общая их длина менее 15 см.

Конструктивные особенности этих стрел говорят о том, что мастерам Древнего Рима, которые первыми изобрели их, были знакомы летные качества тел различной формы. Сегодня нам понятно, что оперение, которое предотвращает вращение стрелы в полете, является основной причиной ее торможения. Уменьшение его размеров позволило бы увеличить дальность полета стрелы при условии, что она не поворачивается в сторону, что еще больше затормозило бы ее полет. Этого можно избежать, заострив древко, т.е. сделав его в передней части уже, чем в задней. Если стрела с таким древком начнет поворачивать в сторону, то давление воздуха на более широкую заднюю часть будет выше, чем на переднюю; за счет этого направление полета стрелы выравнивается.

Можно также предположить, что древко имеет центр давления (точка равновесия всех действующих на него аэродинамических сил), расположенный за центром тяжести. На цилиндрической стреле без оперения эта точка будет находиться примерно посередине древка. У расширяющейся стрелы центр давления смещается к задней части. Поскольку центр давления расположен за центром тяжести, устойчивость стрелы с расширяющимся древком выше, чем с цилиндрическим, а за счет отсутствия оперения ее лобовое сопротивление меньше. Расширяющееся древко способствует также более равномерному распределению давления воздушной массы на его поверхность. Используя терминологию современной аэродинамики, можно сказать, что пограничный слой менее подвержен разрушению. Уменьшение длины стрелы также улучшает ее летные качества, поскольку с увеличением длины турбулентность воздушного потока, параллельного цилиндрической поверхности, увеличивается, поглощая большую энергию.

Другим фактором, от которого зависит эффективность стрельбы стрелами с расширяющимся древком, является конструкция оперения. Для удержания болта захватывающими зубьями спускового механизма в его оперении делалась специальная выемка. Как и расширяющаяся форма древка, наличие выемки способствует более равномерному обтеканию стрелы воздухом, уменьшению энергопоглощающей турбулентности позади нее.

В раннее Средневековье мастерам, изготовлявшим луки и арбалеты, не были знакомы законы движения воздуха и силы, возникающие на поверхности тел при их движении в воздушной среде. Такие понятия, как воздушный поток и лобовое сопротивление, появились только во времена Леонардо да Винчи. Нет сомнения, что арбалетные стрелы были созданы главным образом методом проб и ошибок. Вероятно, их создатели руководствовались стремлением достичь максимальной дальности полета и наибольшей силы удара.

Тем не менее конструкция арбалетных стрел отличается совершенством. Испытания в аэродинамической трубе, проведенные нами в лаборатории аэродинамических исследований Университета Пардю, подтверждают это. Испытаны были обычная стрела для боевого лука, какими пользовались в средние века, относящаяся к тому же периоду арбалетная стрела и два типа стрел для катапульты. Полученные результаты следует интерпретировать с некоторой осторожностью, так как размеры исследуемых объектов, особенно самого малого, приближались к порогу чувствительности измерительной аппаратуры. Но даже при этих предельных условиях эксперимента удалось получить весьма интересные данные. Во-первых, самая маленькая стрела, которая целиком сохранилась, если не считать небольших повреждений в оперении, судя по полученным данным стабильно сохраняла свое положение при всех допустимых углах полета.

Во-вторых, сравнительный анализ отношений лобового сопротивления к массе для всех четырех типов стрел показал, что стрела для лука значительно уступала по своим летным качествам трем остальным. Массу стрелы можно рассматривать как меру ее способности сохранять кинетическую энергию. Если бы все эти стрелы были запущены с одной и той же скоростью, то масса каждой из них определяла бы запас энергии стрелы в начальный момент. Скорость расходования энергии зависит от лобового сопротивления. Малое значение отношения лобового сопротивления к массе означает вероятность того, что дальность полета стрелы будет большой.

У стрелы для лука это отношение примерно в два раза больше, чем у арбалетных стрел. Можно допустить, что если бы средневековым и более ранним мастерам в создании стрел для лука удалось преодолеть конструктивные ограничения, то они могли бы разработать более оптимальную конструкцию. Существующая же конструкция стрелы настолько хорошо соответствовала имеющимся в то время материалам, что ее геометрия не совершенствовалась на протяжении того периода, пока лук считался основным оружием.


Результаты испытаний в аэродинамической трубе пяти типов стрел, изображенных на верхнем рисунке. Испытания проводились при участии автора статьи в латоратории аэрокосмических исследований Университета Пардю. В расчетах, выполненных У. Хикамом, принималось, что начальная скорость каждой стрелы составляла 80 м/с. Хотя такую скорость вряд ли имели стрелы для длинного лука, принятое значение было удобно для проведения сравнительного анализа.

Все эти усовершенствования диктовались острой потребностью в арбалетах. Часто в мирное время на территории замков размешались гарнизоны, состоящие в основном из стрелков, вооруженных арбалетами. На хорошо защищенных аванпостах, таких, как английский порт Кале (на северном побережье Франции), в запасе находилось 53 тыс. арбалетных стрел. Владельцы этих замков обычно закупали стрелы большими партиями - по 10-20 тыс. штук. Подсчитано, что за 70 лет с 1223 по 1293 г. одна семья на территории Англии изготовила 1 млн. арбалетных стрел. На основании этих фактов можно сказать, что начало массовому производству было положено задолго до промышленной революции. Подтверждением этому может служить использовавшееся в то время простое приспособление из двух скрепляемых деревянных брусков, образующих нечто похожее на тиски: в имеющиеся в деревянных брусках углубления вставлялась заготовка стрелы для последующей обработки. Для изготовления лопаток оперения использовались металлические пластины с пазами, в которые вставлялись заготовки. Такое приспособление давало возможность получить нужные размеры и симметричную форму лопаток.

Другое устройство - строгальная машина, которая, вероятно, предназначалась как для обточки древка стрелы, так и для прорезания пазов, в которые вставлялись лопатки оперения. Стержни из деревянных заготовок небольшого диаметра было нелегко изготовить на примитивных токарных станках того времени, так как при обработке режущим инструментом заготовки изгибались. В строгальной машине режущий инструмент из металла закреплялся в деревянном бруске с двумя зажимами на противоположных сторонах. Брусок передвигался вдоль зажимного устройства, которое прочно удерживало заготовку стрелы. Режущий инструмент снимал стружку до тех пор, пока брусок не доходил до поверхности зажимного устройства. Таким образом достигался автоматический контроль толщины срезаемого слоя и направления резания. В результате стрелы получались почти одинакового размера.

На смену арбалету пришло огнестрельное оружие. Популярность древнего арбалета стала падать. Однако им еще продолжали пользоваться в морских сражениях. Причина заключалась в том, что арбалет не имел запала, и для стрелка он был безопасным в отличие от огнестрельного оружия, которое в первое время нередко поражало самого стрелка. Кроме того, фальшборт на судне служил хорошим прикрытием, за которым можно было спокойно перезаряжать арбалет. Более тяжелые арбалеты продолжали использовать в китобойном промысле. Огнестрельное оружие постепенно вытеснило арбалет и в охоте на суше. Исключение составляли арбалеты, которые стреляли камнями или пулями. Этот вид оружия в охоте на мелкую дичь применяли вплоть до XIX в. То, что эти арбалеты, стрелявшие дробью или пулями, имели много общего с огнестрельным оружием, свидетельствует о взаимном влиянии двух видов вооружения в процессе их эволюции. Такие элементы огнестрельного оружия, как ложа, спусковой крючок, требующий слабого нажатия, и прицельное приспособление, были заимствованы у арбалетов, и в первую очередь у спортивных. Такие арбалеты и сейчас еще не вышли из употребления.

Появление в XX в. стекловолоконных материалов привело к созданию составных арбалетов нового поколения. Стеклянные волокна по своим свойствам не уступают натуральным жилам, а их клеточная структура так же прочна, как бычий рог. Хотя в возрождении лучной стрельбы арбалет еще во многом отстает по своей популярности от лука, у него тоже есть немало приверженцев. Современный стрелок из арбалета имеет в своем распоряжении "оружие" намного более совершенное по сравнению с тем, каким оно было в средние века.

Авторы: Б. Фоли, Дж. Палмер, В. Содэл (Bernard Foley, George Palmer and Werner Soedel)
Источник: Журнал "В мире науки" (Sciencific American) 03/1985
Опубликовал на блоге: energetic